bestservis1@yandex.ru

                                                                                

Маркировка товаров 2019: единая госинформсистема мониторинга за оборотом товаров

24 Января 2019

Массовая маркировка товаров

До настоящего времени система маркировки продукции работала в качестве эксперимента. В эксперименте участвовали меховые изделия, лекарства, алкоголь и табачная продукция.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р в 2019 году перечень товаров, подлежащих маркировке, будет расширен. В частности, обязательная маркировка распространится на духи и парфюмерию, предметы одежды и фотокамеры. И это только начало. В дальнейшем маркировку распространят и на другие товары.

Правовые основы для массовой маркировки товаров заложил Федеральный закон от 25.12.2018 № 488-ФЗ. В этих целях закон наделил Правительство РФ правом утверждать перечни товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также особенности маркировки отдельных товаров средствами идентификации. 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. В 2019 году перечень товаров, подлежащих маркировке, будет расширен.

2. В ближайшем будущем появится единая государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Уже действует ряд подобных информационных систем для отдельных видов продукции.

3. Новая единая информсистема объединит существующие системы мониторинга в единый информационный ресурс, на котором будет размещаться информация обо всех маркируемых товарах. Исключение составят лекарственные препараты.

4. Оператор будущей информсистемы пока неизвестен. Его назначит Правительство РФ.

5. На период проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки продукции производители бесплатно получают коды идентификации. С созданием и запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата.

6. Не исключено, что плата будет взиматься и за регистрацию в системе мониторинга.

7. Одна из главных задач создания единой информационной системы маркировки товаров - защита потребителей от некачественной и небезопасной продукции.

8. Конечная цель функционирования системы – обеспечение прозрачности производства и реализации продукции.


При разработке перечней продукции, подлежащей обязательной маркировке, Правительство РФ будет ориентироваться на ранее утвержденную Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Согласно данному документу, за период с 2020 по 2025 год обязательную маркировку распространят на ювелирную, пищевую, легкую, автомобильную, авиационную, топливную и химическую продукцию. Кроме того, обязательной маркировке будет подлежать электронная продукция, производство строительных материалов, индустрия детских товаров и машиностроение.

Чтобы иметь возможность реализовывать вышеперечисленную продукцию, ее производители, поставщики и розничные продавцы обязаны будут зарегистрироваться в единой информационной системе маркировки товаров.

Единая информационная система маркировки товаров

В ближайшем будущем в России появится единая государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Напомним, в настоящее время уже действует ряд подобных информационных систем для отдельных видов продукции.

Например, для алкогольной продукции используется ЕГАИС, для лекарств – Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для меховых изделий – Информационный ресурс маркировки. Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, станет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий.

Новая система объединит существующие системы мониторинга в единый информационный ресурс. На нем будет размещаться информация обо всех маркируемых товарах. Исключение составят лекарственные препараты. Обработка информации об их обороте будет осуществляться в особом порядке.

Оператор будущей системы еще неизвестен. Его назначит Правительство РФ.

С помощью системы мониторинга можно будет отследить движение товаров от производителя до конечного потребителя. Это обеспечит поставки качественных и безопасных товаров, а также исключит возможность оборота фальсифицированных и контрафактных товаров.

Любой потребитель, купивший товар, сможет проверить его легальность при помощи информационной системы. Для этого потребуется лишь мобильное приложение, позволяющее считать код маркировки с приобретенного товара и сверить его с кодами, внесенными в систему производителями/поставщиками.

Если приложение не сможет идентифицировать код товара, система получит сообщение о нарушении, а продавец будет привлечен к ответственности.

Как будет работать информационная система маркировки 

shutterstock_418808440.jpg

Конкретный порядок работы информационной системы маркировки товаров (мониторинга) пока не определен. Позднее его установит Правительство РФ. Оно же утвердит порядок предоставления информации участниками рынка, а также раскрытия этой информации для покупателей.

Между тем, общие принципы и механизмы работы системы уже утверждены в соответствии со ст. 20.1 Федерального закона от 28.12. 2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Согласно данной норме, система мониторинга создается в целях сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения, предоставления и распространения такой информации. Конечная цель функционирования системы – обеспечение прозрачности производства и реализации продукции.

Добиться этого предполагается за счет:

  • обязательной маркировки продукции средствами идентификации;
  • раскрытия информации о присвоенных продукции кодах маркировки;
  • организации обмена информацией о кодах, нанесенных на продукцию и кодах, содержащихся в информационной системе.

На стадии производства продукции ей будет присваиваться код идентификации. Он представляет собой уникальный номер экземпляра товара. Этот код выдается по запросу производителя, который сообщает системе мониторинга о произведенной продукции и необходимом количестве кодов.

Получив код, производитель наносит его на каждый экземпляр продукции и сообщает его системе мониторинга. Система генерирует проверочный код, который также наносится на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролерам выявить фальсификацию кода идентификации.

Немаркированные товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, будут изыматься из оборота и уничтожаться как контрафакт. Порядок изъятия и уничтожения немаркированных товаров определит Правительство РФ.

Передача сведений о товаре в систему мониторинга, а также их сверка будут происходить на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю.

Когда товар реализован оптовому поставщику, в систему мониторинга будет сообщаться о смене собственника товара. Розничные торговые точки также станут информировать о приобретении товара, а в момент продажи товара конечному покупателю в систему мониторинга поступит информация о конечной реализации. Уникальный код будет выводиться из оборота и уничтожаться.

Какие сведения будут вноситься в информсистему маркировки

Обязательному раскрытию участниками рынка подлежит следующая информация:

  • сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • сведения о маркируемых товарах;
  • сведения о средствах идентификации, нанесенных на товары;
  • сведения о технических средствах, используемых для обмена информацией с информационной системой мониторинга.
Кроме того, в системе будут содержаться сведения обо всех нарушениях требований об обязательной маркировке товаров, выявленных потребителями товаров.

Обязанность по раскрытию вышеуказанной информации распространяется на производителей, поставщиков и розничных продавцов маркируемой продукции. Они станут нести административную ответственность за невнесение или внесение в систему недостоверной информации.

Позднее Правительство РФ определит, какие именно сведения о маркируемых товарах являются информацией ограниченного доступа, а какие – общедоступной информацией. Общедоступная информация будет публиковаться в интернете для использования любым заинтересованным лицом.

Повышение нагрузки на бизнес и штрафы

На период проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки продукции производители бесплатно получают коды идентификации. С созданием и запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата. Размер данной платы по каждой категории товаров будет утвержден Правительством РФ.

Также не исключено, что плата будет взиматься и за регистрацию в системе мониторинга. Причем для регистрации производителям и поставщикам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Кроме того, производители обязаны приобрести и специальное оборудование для нанесения кодов маркировки на произведенную продукцию. Со своей стороны, поставщикам придется купить сканеры, позволяющие считывать и сверять нанесенные коды. В рознице маркированная продукция станет контролироваться при помощи онлайн-касс.

Конкретное оборудование, которое потребуется участникам рынка маркированных товаров, определит опять же Правительство РФ.

Помимо прочего производителей, поставщиков и розничных продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение такой информации. Размер штрафов пока что не определен. Позднее Госдума примет специальный закон, который внесет соответствующие изменения в КоАП РФ.

При этом сейчас уже действуют штрафы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Так, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Причем вся немаркированная продукция подлежит конфискации (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ).

Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам – от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.

Плюсы создания единой информационной системы маркировки

Из несомненных плюсов создания единой информационной системы маркировки товаров можно выделить следующие:

  • защита потребителей от некачественной и небезопасной продукции: покупатели без труда смогут проверить легальность приобретенной продукции и, в случае необходимости, оперативно заявить о контрафакте;
  • снижение издержек на логистику: производители и поставщики смогут точнее прогнозировать спрос и отгрузки;
  • сокращение времени для сборки и контроля заказов;
  • переход бизнеса на электронный документооборот с контрагентами.



Возврат к списку